
Функциональность гидравлических систем, особенно, мощных, вроде многотонных подъёмников Enerpac, сильно зависит от состояния масла, используемого в качестве рабочей жидкости. По этой причине текущий контроль его физических свойств представляет собой важную задачу, которая в обязательном порядке решаться в ходе эксплуатации промышленной гидравлики. В этом контексте проверка содержания в масле влаги является важной с точки зрения не только функциональности, но и безопасности.
Негативные последствия наличия влаги в масле
Прежде всего, повышенная влажность рабочей жидкости является причиной её сильного нагрева. В случае сверхмощных систем это может угрожать возникновением пожара со всеми вытекающими последствиями. Наряду с этим высокое содержание влаги в масле приводит и к возникновению других негативных факторов, ухудшающих функционирование гидравлических систем. В их число входят следующие.
- Уменьшение КПД,
- Образование пены.
- Интенсивный износ компонентов из-за повышенного трения.
- Деформация шлангов.
Кроме перечисленных, ещё одним отрицательным фактором является активизация процессов старения масла. Справедливости ради отметим, что синтетические жидкости страдают от влаги в меньшей степени, но, тем не менее, и они интенсивнее стареют при повышенной влажности.
Датчики влажности масла
Для проведения контроля влажности масла необходимо оснастить гидравлическую систему дополнительными приборами – датчиками содержания влаги. В настоящее время выпускается обширная номенклатура подобных устройств, рассчитанных на использование в промышленной гидравлике разной грузоподъёмности. Данное контрольное оборудование может устанавливаться практически в любом месте системы – как в масляных магистралях, так и на сервисных отводах.
Принцип действия датчиков прост. Они измеряют относительную влажность масла и сигнализируют об этом, выводя информацию об этом на жидкокристаллический дисплей. В процессе эксплуатации приборы не нуждаются в обслуживании и работают автономно. Устройства различаются пропускной способностью. Этот параметр является ключевым при выборе конкретной модели. Постоянный характер функционирования позволяет контролировать влажность масла в любой момент времени.
Как предотвратить проникновение влаги в масло?
Путями, по которым влага проникает в гидравлическую систему, являются неплотности в соединениях трубопроводов и местах установки компонентов – гидравлических моторов, насосов и так далее. Следовательно, для того чтобы предотвратить проникновение влаги в масло, необходимо устранять эксплуатационные дефекты в системе, к числу которых относятся следующие:
- износ уплотнений;
- задиры и трещины в гидроцилиндрах;
- поломки насосов;
- уменьшение давления масла в системе.
Эти дефекты выявляются при периодических осмотрах гидравлики и в ходе плановых сервисных работ. Выявленные неисправности чаще всего устраняются заменой вышедших из строя комплектующих.
Что делать с влажным маслом?
Устранение дефектов, хотя и является необходимым для предотвращения роста влажности масла, но не решает проблему, если влага уже содержится в рабочей жидкости сверх нормы. В этом случае необходима процедура восстановления масла. Для этого масло сливается из системы, после чего трубопроводы, шланги и компоненты гидравлики подвергаются дегидратации.
Слитая рабочая жидкость обычно утилизируется, и вместо неё в систему заливается новая. Уникальные модификации гидравлических масел обрабатываются в специальных сушильных центрифугах.