Модернизация или капремонт: что лучше для металлообрабатывающего станка?

Модернизация и капитальный ремонт металлообрабатывающего оборудования при всей внешней схожести этих двух понятий всё-таки различаются, причём, существенно. В ходе капремонта проводится восстановление первоначальных характеристик оборудования, указанных в паспорте, в то время как модернизация направлена на улучшение главных параметров машины.

Проведение капитального ремонта заключается в замене изношенных частей станка новыми, но из той же спецификации, что и прежние. Модернизация же предполагает оснащение оборудования устройствами и механизмами, которые до этого не входили в базовую комплектацию. Данный момент и обуславливает различия между этими двумя видами сервисного обслуживания станков. Вместе с тем их объединяет положительное влияние на основные характеристики техники, к которым относятся следующие.

  1. Производительность.
  2. Точность металлообработки.
  3. Экономичность.
  4. Безопасность.

В настоящее время, когда станочный парк на отечественных промышленных предприятиях изношен более чем на 68% (данные Росстата за 2017 год), задачи модернизации и проведения капитального ремонта приобретают особую актуальность.

Что выбрать?

Ключевым фактором, влияющим на выбор между модернизацией и капитальным ремонтом оборудования, является экономическая целесообразность той и другой процедуры. Следует понимать, что коренное усовершенствование станков предусматривает гораздо более высокие расходы. Причина очевидна. При модернизации техника оснащается новейшими устройствами, которые никак нельзя назвать дешёвыми. Это и автоматика, и современные измерительные приборы, и более совершенный инструмент. Однако овчинка, как говорится, стоит выделки – оборудование приобретает такие параметры, которыми обладают только новые дорогостоящие машины.

Таким образом, модернизировать станочный парк целесообразно только в том случае, когда перед производством стоят задачи, решение которых возможно лишь с использованием современного оборудования. Если завод или фабрика в перспективе не планируют расширять номенклатуру выпускаемой продукции, то вполне можно обойтись и капитальным ремонтом изношенного оборудования.

И, разумеется, необходимо учитывать следующий аспект. Модернизация всегда должна предваряться капитальным ремонтом. Наверное, не нужно долго разъяснять, что оснащение автоматикой станка, у которого зафиксирована трещина в станине, – пустая трата денежных средств. В связи с этим оптимальным решением станет совмещение капитального ремонта и модернизации.

Капремонт + модернизация = идеальный станок

Оговоримся сразу. Проведение двух процедур одновременно потребует значительного финансирования. Поэтому совмещение капремонта и модернизации экономически оправдано при обновлении каких-то особенных и уникальных станков, к примеру, машин тяжёлого и сверхтяжёлого классов, которые применяются в следующих отраслях:

  • энергетическое машиностроение;
  • авиастроение и космическая промышленность;
  • машиностроение для добывающих отраслей;
  • оборонный сектор.

Понятно, что у перечисленных промышленных кластеров проблем с финансированием не возникает даже в трудные кризисные времена. Благодаря этому на военных и прочих стратегических заводах модернизация и капитальный ремонт проводятся в одном техпроцессе, что и объясняет отменное качество этой продукции российского производства.

К такому же подходу должны стремиться и все другие заводы и фабрики. Если направить на решение этой задачи все ресурсы, то предприятие получит практически идеальные станки без больших вложений в новое оборудование.