Техническое обслуживание производственного оборудования: подходы и организация

Техническое обслуживание (ТО) производственного оборудования проводится для обеспечения его непрерывного функционирования и представляет собой, по сути, профилактику аварийных отказов машин и механизмов с целью предотвращения продолжительного и дорогостоящего ремонта. Эти работы регламентируются двумя государственными стандартами – ГОСТ 18322-78 и ГОСТ 28.001-83.Техническое обслуживание производственного оборудования: подходы и организация

Виды технического обслуживания

Согласно современным подходам к организации сервиса производственного оборудования техобслуживание классифицируется в зависимости от следующих критериев: 

  • этапы эксплуатации (хранение, непосредственное использование);
  • периодичность (регулярное, сезонное);
  • исполнитель (эксплуатант, уполномоченная организация, производитель);
  • методы ТО (поточное, централизованное, децентрализованное). 

Выбор конкретного вида техобслуживания определяется типом оборудования, спецификой его конструкции. Специалисты, проводящие сервис, должны неукоснительно исполнять указания производителя и придерживаться требований упомянутых выше ГОСТов. В этом состоит залог исправной работы металлообрабатывающих станков, транспортировочно-подъёмных машин и любой другой промышленной техники.

Текущее и плановое техобслуживание

Техническое обслуживание машин и механизмов может быть текущим и плановым. Рассмотрим подробнее каждый вид. 

Текущее ТО проводится персоналом, эксплуатирующим технику. Данный сервис  предполагает периодический контроль правильности функционирования машин, смазочные операции, осмотр в целях выявления износа критичных деталей и прочие сервисные операции. Эти работы выполняются, в основном, посменно, но в ряде случаев требуется проводить техобслуживание и чаще. Например, смазка трущихся узлов осуществляется ежечасно. Текущее ТО позволяет поддерживать оборудование в работоспособном состоянии без привлечения отдельных специалистов. 

Плановое техобслуживание в отличие от текущего выполняется специально обученным лицом, а не персоналом предприятия-эксплуатанта. В соответствии с названием этот сервис проводится в заблаговременно установленные сроки. Для планового технического обслуживания оборудование, как правило, выводится из техпроцесса и отключается от электроснабжения. В ходе этих работ зачастую выполняется частичный демонтаж узлов и механизмов, переустанавливается программное обеспечение, осуществляется замена изношенных деталей. В связи с этим и возникает необходимость в подготовленном специалисте-ремонтнике. Плановое ТО выполняется с периодичностью, определяемой производителем. 

Конкретный набор сервисных операций зависит от специфики оборудования. Например, в случае металлообрабатывающих станков техобслуживание включает следующие процедуры: 

  •  
  • оценка степени износа компонентов;
  • затягивание крепежа;
  • проверка целостности защитных устройств;
  • регулировка подачи СОЖ. 

На станочной технике, работающей в условиях повышенных вибраций, заменяются демпферные элементы – всевозможные пружины, прокладки и т.д. Это предупреждает вибрационный износ компонентов.

Системный подход к техобслуживанию

Для того чтобы техническое обслуживание полноценно решало задачу поддержания исправного состояния производственного оборудования, на предприятии должна быть создана система ТО, включающая специалистов, сервисные инструменты и приспособления, а также документацию, в которую заносятся отчёты о проведённом техобслуживании. 

Системный подход позволяет оптимизировать затраты и исключить потери времени на обеспечение работоспособности производственного оборудования. Планирование данных работ даёт возможность сократить издержки и предотвратить аварийный ремонт станков, поскольку при такой организации условий для аварий просто не создаётся. 

Обязательное наличие системы ТО предусмотрено современной концепцией обеспечения исправного функционирования промышленного оборудования. Комплекс сервисных мероприятий разрабатывается на основе эксплуатационной документации на технику. При этом учитываются указания производителей машин по регламентам и срокам проведения техобслуживания. Кроме того, учитывается специфика конкретного производства, режим его работы и условия, в которых эксплуатируются станки. На заключительном этапе планирования работ рассчитывается количество человеческих и материальных ресурсов, требуемых для проведения сервисных операций. 

Следует понимать, что качество технического обслуживания напрямую определяет ресурс производственного оборудования. Ответственность в деле организации ТО напрямую снижает расходы на эксплуатацию станков и косвенно повышает качество конечной металлопродукции.